Региональная научно-практическая конференция Программа столетия Конкурсы ПГСГА Подарки гостям Нас поздравляют Фильмотека
Региональный праздник студенчества История академии Корифеи науки Воспоминания современников Фотогалерея Архив газеты
Главная страница \ Новости \ II Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ПГСГА "Проблемы качества современного исторического образования"

II Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ПГСГА "Проблемы качества современного исторического образования"

02.02.2011

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Исторический факультет

ПРОГРАММА
II Всероссийской научно-практической конференции,
посвящённой 100-летию Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
«ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
4-5 февраля 2011 года

4 февраля (пятница)

Место проведения: актовый зал, 2 этаж здания исторического факультета

Адрес: г. Самара, ул. М.Горького, 67 (корпус исторического ф-та)

Координатор конференции: зав. каф. педагогики, психологии, методики преподавания истории, к.п.н., доцент Сорокина Ирина Владимировна

9.30-10.00 – регистрация участников
Пленарное заседание
10.00 - 12.30

Председатель: проректор по НИР ПГСГА, д.п.н., профессор О.М. Буранок
Приветственное слово ректора ПГСГА – д.фил. н., профессора И.В.Вершинина
Приветственное слово ректора СИПКРО – к.и.н. В.В. Васильева
Приветственное слово руководителя Департамента образования администрации г.о. Самара, к.п.н. Н.Б. Колесниковой
Юрганов А.Л., д.и.н., профессор РГГУ
Как изучать исторические науки в XXI веке
Киселёв А.Ф., д.и.н., академик РАО, Генеральный директор изд-ва «Дрофа»
Актуальные проблемы преподавания истории России ХХ века
Репинецкий А.И., д.и.н., профессор ПГСГА
Функции истории и историческое образование
Сорокина И.В., к.п.н., доцент ПГСГА
Характеристики качества обучения истории в школе
12.30.-13.30. – обед (столовая ПГСГА, цокольный этаж)
13.30. – 15.30. – работа секций

Секция №1: Современные подходы к определению и оценке качества исторического образования на компетентностно-ориентированной основе (зал учёного совета)
Секция №2: Содержание школьного исторического образования (ауд.142)
Секция №3: Межпредметные и межкурсовые связи в школьном историческом образовании (ауд. 137)
Секция №4: Реализация компетентностного подхода в школьном историческом образовании (актовый зал)
Секция №5: Воспитание историей как фактор гуманитарного образования (ауд. 135)
Секция №6: Подготовка современного учителя истории (ауд. 134)
Секция №7: Проблемы качества преподавания социально-политических дисциплин в современных условиях (ул. Тухачевского, 226, 4 корпус СГМУ)

15.30. – 16.30 – круглый стол (актовый зал)
«Актуальные проблемы качества современного исторического образования в науке и практике»
Работа секций
13.30.- 15.30.

Секция №1.
Современные подходы к определению и оценке качества исторического образования на компетентностно-ориентированной основе

(зал учёного совета)

Председатель секции: д.и.н., академик РАО Киселёв А.Ф.
Сопредседатель: к.п.н., доцент Смагина О.А.
Смагина О.А. (СМК им. Н. Ляпиной)
Методологические характеристики категории «качество» в образовании.
Разбегаева Л.П. (ВГПУ)
Универсальные гуманистические ценности и целеполагание в школьном историческом образовании.
Астахов Е.Е. (Департамент образования администрации г.о. Самара)
ЕГЭ: цели тестирования и проблемы оценки исторических событий
Камаев В.В., Камаева Е.В. (гимназия №1 г.о. Самара)
Новые подходы к оценочной деятельности на уроке.
Гальчук В.Г. (МОУ СОШ №100 г.о. Самара)
История. Проблемы преподавания. Возможные пути решения.
Курочкин М.В. (ПГСГА)
Высшее гуманитарное образование в постиндустриальном обществе: перспективы развития и системные ошибки реформирования

Секция №2.
Содержание школьного исторического образования (ауд.142)

Председатель секции: д.и.н., профессор РГГУ Юрганов А.Л.
Сопредседатель: д.и.н., профессор Храмкова Е.Л.
Манькевич А.А. (ПГСГА)
Сравнительный анализ учебного материала по истории Руси XIV в. в учебниках
Выборнова М.А. (ПГСГА)
Анализ содержания учебного материала по вопросам культуры России в современных учебниках истории.
Макаров Е.П. (аспирант ПГСГА)
Городской бунт в отечественной историографии
Куцева Е.А. (ПГСГА)
Роль аристократии во Французской революции XVIII в. как аспект социальной истории в школьном образовании
Малкин С.Г. (ПГСГА)
Школьный курс новой истории: в поисках масштаба и ракурса.
Пиняжина Т.С. (СОШ №8 «Образовательный центр» г. Новокуйбышевска)
Способы обеспечения ФГОС-2 в обучении истории.
Ракова А. В. (ПГСГА)
Изучение истории тюремных библиотек как компонент исторического краеведения
Алейников О.О. (ПГСГА)
Изучение русско-английских отношений накануне Крымской войны в рамках школьного курса истории

Секция №3.
Межпредметные и межкурсовые связи в школьном историческом образовании (ауд. 135)

Председатель секции: д. фил. н., профессор Каравашкин А.В.
Сопредседатель: д.п.н., профессор Буранок О.М.
Крутова И.В. (ВГПУ)
Преемственные связи в обучении истории
Сошников А.Е. (СГАКИ)
История на занятиях по конфликтологии
Калягина И.В. (Татарстан)
Интеграция истории и экономики при изучении курса «Государственное регулирование экономики»
Буранок О.М. (ПГСГА)
Союз двух муз Клио и Мельпомены в изучении русской исторической драматургии первой трети XVIII в.
Игнашов А.В. (ПГСГА)
«Мышеловка» и «Возвращение»:Л.Н.Толстой в публикациях «Российской газеты» в 2010 г.
Мочалова Ю.В. (ПГСГА)
Интегрированный урок как средство формирования исторического мышления школьников
Сиянко В.Н. (МОУ Большечерниговская СОШ №1)
Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота.
Новаева З.Г. (МОУ СОШ №34 г.о. Самара)
История на уроках математики

Секция №4.
Реализация компетентностного подхода в школьном историческом образовании
(актовый зал)

Председатель секции: д.и.н., профессор Репинецкий А.И.
Сопредседатель секции: к.п.н., доцент Сорокина И.В.
Сорокина И.В. (ПГСГА)
Качество современного урока истории
Комарова А.В. (МОУ Гимназия №11 г.о. Самара)
Формирование гражданской компетенции школьников в процессе обучения истории и обществознания
Репинецкая Ю.С. (СФ МПГУ), Логачёва Н.С. (МОУ СОШ №82)
Формирование навыков работы с документами у старшеклассников на примере реализации проекта «Архив школе»
Шмаренкова Е.А. (МОУ СОШ №25 г.о. Самара)
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания
Котмышева А. (МОУ СОШ №64 г.о. Самара)
Проблемы формирования критического мышления старшеклассников на уроках истории
Дмитриева О.И. (МТЛ г. о. Самара)
Технология тьютерского сопровождения учащихся.
Гутарев А.Н. (МОУ СОШ №12 г.о. Самара)
Использование ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности
Сукиасян С.Ю. (МОУ СОШ №16 г.о. Самара)
Дебаты на уроках истории как фактор формирования коммуникативных компетенций
Андропова Л.А. (СОШ №17 г.о. Новокуйбышевск)
Использование личностно-ориентированной технологии для развития исторического сознания и мышления школьников
Савостенко Н.М. (МОУ СОШ №148)
Развитие познавательных интересов у учащихся на уроках истории
Раскина И.А. (МОУ Смышляевская СОШ №1)
Развитие критического мышления пятиклассников на уроках истории.
Романова Л.А. (МОУ СОШ №43 г.о. Самара)
Метод проектов как способ познания истории в начальной школе

Секция №5.
Воспитание историей как фактор гуманитарного образования (ауд. 137)

Председатель секции: к.и.н., профессор Храмкова Н.П.
Сопредседатель: к.п.н., доцент Мжельская Е.В.
Филиппов С.А. (МОУ Гимназия №11 г.о. Самара)
Историческое образование как фактор духовной безопасности страны
Шмаренкова Е.А. (МОУ СОШ №25 г.о. Самара)
Воспитание нравственных ценностей через историческое соучастие
Мжельская Е.В. (ПГСГА)
Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности
Самоходкина Т.В. (ВГПУ)
Воспитательный потенциал мультимедийных презентаций на уроках истории
Яркова Л.В. (МОУ СОШ №85 г.о. Самара)
Воспитательный потенциал уроков истории
Крамм А.Н. (МОУ СОШ №34 г.о. Самара)
Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочной деятельности
Кудашева М.Ф (МОУ СОШ №10 г. Тольятти)
Нравственное воспитание школьников в ходе изучения истории Великой отечественной войны
Агаджанян Л.А. (МОУ СОШ №141 г.о. Самара)
Формирование толерантного отношения современных школьников к национальной культуре других народов средствами проектной деятельности.
Росляков В.И.
Роль физкультуры и спорта в патриотическом воспитании молодёжи Куйбышевской области в послевоенный период
Данилова Е.А. (МОУ СОШ №9 г.о. Новокуйбышевск)
Программа «Я - гражданин России» как основа воспитательного взаимодействия учителя истории и классного руководителя

Секция №6.
Подготовка современного учителя истории (ауд. 134)

Председатель секции: к.и.н., доцент В.В. Васильев
Сопредседатель: к.пс.н., доцент Шевченко О.Ю.
Храмкова Н.П. (ПГСГА)
Образование и школа Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны
Буранок С.О. (ПГСГА)
Методика преподавания в вузе темы «Тихоокеанская война»: проблемы и перспективы
Варламенков В.Н. (ПГСГА)
Кратосоциобразовательный опыт взаимодействия как новый инструмент развития исторического сознания и мышления студентов
Токмакова Л.П. (ПГСГА)
Использование произведений исторической художественной литературы в курсе отечественной истории в вузе
Суркова Л.И. (ПГСГА)
Самостоятельная работа студентов как условие качества профессиональной подготовки в вузе.
Сошников А.Е. (СГАКИ)
Формирование профессиональных компетенций культурологов в процессе преподавания «Культурологии».
Фомина Т.Ю. (НГПИ)
Изучение истории русской церкви X-XII вв. в рамках профессиональной подготовки учителей истории (методический аспект)
Мокина Н.Н. (ПГСГА)
Воспитательный потенциал изучения студенческой жизни в вузах Куйбышевской области (сер. 50-х – 60-х гг. ХХв.) в формировании субъектной позиции будущих учителей истории

Секция №7.
Проблемы качества преподавания социально-политических дисциплин в современных условиях

Председатель секции: к.и.н., доцент В.П. Аникина
Место проведения: ул. Тухачевского, 226 (4 корпус СГМУ)
Мендюков А. В. (СГМУ)
Духовно-нравственный аспект русской истории: проблема преподавания
Аникина В.П. (СГМУ)
Перспективы и приоритеты развития системы высшего образования РФ и задачи кафедр по совершенствованию преподавания социально-политических дисциплин в современных условиях.
Аникина В.П. (СГМУ)
Толерантность - феномен образовательного и воспитательного процессов в вузе
Воеводина А. А. (СГМУ)
Преподавание религиоведческих дисциплин в вузе и воспитание толерантности.
Кузьмин В. Ю. (СГМУ)
Преподавание гуманитарных дисциплин в Самарском государственном медицинском университете
Рокутова О. А. (СГМУ)
К вопросу о формировании социальной солидарности в преподавании социо-гуманитарных дисциплин

5 февраля 2011г.
9.00. – 11.30

Юрганов А.Л., д.и.н., профессор РГГУ
Подходы к изучению истории в ХХI веке
Каравашкин А.В., д.ф.н., профессор РГГУ
Интеллектуальная культура Древней Руси (по материалам 11-16вв.)
Место проведения: актовый зал ПГСГА, зал учёного совета (ул. М.Горького, 67)

9.00. – 10.30

Киселёв А.Ф.
Круглый стол «Современный учебник истории как фактор повышения качества современного исторического образования»
Место проведения: актовый зал НОУ школы «Творчество» (ул. Осипенко, 14)

11.00. – 12.30

Брыксина О.Ф. (ПГСГА), Шошина О.В. (учитель истории НОУ школы «Творчество») и др.
Мастер класс: ИКТ в обучении истории
Место проведения: актовый зал НОУ школы «Творчество» (ул. Осипенко, 14)

12.30. Закрытие конференции.
Круглый стол.

Контактная информация:
443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67, ПГСГА, исторический факультет;
тел. (846) 332-49-10
Е-mail: history_f@pgsga.ru
Зам. декана по НИР Шевченко О.Ю.