Региональная научно-практическая конференция Программа столетия Конкурсы ПГСГА Подарки гостям Нас поздравляют Фильмотека
Региональный праздник студенчества История академии Корифеи науки Воспоминания современников Фотогалерея Архив газеты
Главная страница \ Воспоминания современников \ "Мой педагогический". Воспоминания Дворянинова С.В.

"Мой педагогический". Воспоминания Дворянинова С.В.

Мой педагогический

Когда я первый раз попал в сферу притяжения Куйбышевского педагогического института? Возможно, в конце шестидесятых. В 1968-1970 годах, заканчивая по понедельникам урок литературы, знаменитый учитель нашего города, Василий Павлович Финкельштейн, говорил:

- Вечером жду вас у себя во Дворце!..

Звучало это поистине царственно: во Дворце! Это было приглашение на занятия, заседания, лекции в Филологическую школу при Дворце пионеров.

И вот там мы, ученики многих городских школ, слушали лекции по русской, советской и зарубежной литературе профессоров педагогического института: Марка Иосифовича Машбиц-Верова, Виктора Алексеевича Бочкарева, Якова Ароновича Ротковича. Тетрадка с конспектами цела до сих пор. А тогда мы чувствовали: пединститут нас любит. Неподдельно, искренне.

На другой день Василий Павлович на уроке говорил:

- Ну вот, теперь вы видели, как вчера Марко Иосифович за кафедрой из пиджака вылезал?!

А после уроков мы могли пойти в книжный магазин “Просвещение” и купить новую книгу Машбиц-Верова “Поэмы Маяковского”. И эта любовь наших учителей была действенной. Свое выпускное сочинение я написал по Маяковскому и на “отлично”.

Когда весной 70-го года был Ученый совет пединститута, посвященный 70-летию Машбица, то участники филологический школы пришли со стихотворным приветствием. Мои слова были такие:

И мы благодарны,

Что Машбиц родной

Поэзию сделал нам

Доброй сестрой!

Так я впервые попал и на Ученый совет, и в Актовый зал на улице Максима Горького.

А потом к нам в двенадцатую математическую школу на практику к Эммануилу Абрамовичу Ясиновому пришел студент пединститута Андреев Александр Анатольевич. Он и его товарищи в аудиториях пединститута готовили сборную команду области к всесоюзной математической олимпиаде (сейчас профессор Андреев проводит региональную олимпиаду “Саммат”).

В те годы большое впечатление на нас, учеников математических классов, производило объявление в “Волжской коммуне”:

“КГПИ объявляет прием в аспирантуру по специальностям:

алгебра, математический анализ...”

Это вдохновляло. Профессоров-математиков С.П.Пулькина и Б.М.Бредихина мы уже тогда видели на областных олимпиадах. И когда в 1969 г. в нашем городе возродился государственный университет, то курсы лекций по алгебре, математическому анализу и уравнениям математической физики начали читать именно они - Степан Павлович и Борис Максимович.

Можно было всегда рассчитывать на помощь пединститута: в выступлениях на научных семинарах, в публикации статей в журналах и сборниках.

Впрочем, совсем не исключено, что воздействие педагогического началось намного раньше, в начале пятидесятых, когда моя мама училась на историческом факультете. У нее два диплома – учительского и педагогического институтов. Именно от мамы я услышал имена профессоров Соломона Герцевича Басина и Ефрема Игнатьевича Медведева. При этом мама непременно вспоминает, что первый из них всегда носил элегантные костюмы, и что этих костюмов у него было несколько. Такой вот штрих начала пятидесятых годов!

Но все имеет объяснение с материалистической точки зрения. Помните два шара у корпуса на Льва Толстого? Скверы на площади Куйбышева – любимое место моих детских прогулок с машинкой на веревочке. А путь туда с Галактионовской проходил вблизи этих шаров. На фото я в несколько раз меньше каждого из них. По закону всемирного тяготения Ньютона два тела притягиваются с силой, пропорциональной массе этих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Так вот, масса шаров велика, расстояние было мало, следовательно, сила притяжения огромна! Вот она и притягивает, и удерживает уже немало лет!

Потому-то я и ощущаю себя в радиусе действия Самарского педагогического. Комета может удалиться от звезды, а потом снова к ней возвращается под действием силы притяжения. Конференции, семинары, встречи с коллегами, совместная работа возвращают меня в институт.

Пусть же это действие института и всякие другие разнообразные действия продолжаются. Как продолжается жизнь. Пусть радиус служения педагогического института делу просветительства и образования Народа расширяется.

В завершение этих немногих слов моего приношения Куйбышевскому/Самарскому педагогическому институту/ПГСГА в дни столетнего юбилея приведу строки Поэта, сказавшего о своем педагогическом так:

Ах, как годы поступили круто,

В эти двери не войти опять!

Я стою у окон института,

Институт наш, дай тебя обнять!..

С.В.Дворянинов