Региональная научно-практическая конференция Программа столетия Конкурсы ПГСГА Подарки гостям Нас поздравляют Фильмотека
Региональный праздник студенчества История академии Корифеи науки Воспоминания современников Фотогалерея Архив газеты
Главная страница \ Воспоминания современников \ Уланова Т. А. Влюблённым в слово посвящается…

Уланова Т. А. Влюблённым в слово посвящается…

Возможно, кто-то скажет: «70-ые – это не 60-ые». А Мы, начавшие новое десятилетие в пединституте, ответим: «но ещё не 80-ые, не 90-ые»

1970-1974 годы 20века – это годы моей учёбы в институте на историко-филологическом факультете, литературного отделения.

Улица Садовая… Гуляю по ней с сейчас с дочерью-коллегой и внуком и постоянно говорю: «Это улица моей юности». Вот сейчас остановится трамвай на пересечении с Красноармейской и Садовой, и мы побежим, боясь опоздать. Нет, не выговора мы боялись, мы боялись чего-то не узнать, не услышать, а вдруг лекция начнётся без меня.

Лекции Симочки (Серафимы Васильевны Фроловой). Может быть, юноши и девушки с рабфака, девушки с Безымянки, из деревень (именно такой была наша группа «В») не совсем готовы к восприятию старославянского языка, но были очарованы удивительными манерами и глубокими знаниями преподавателя. И зубрили, зубрили, зубрили..

Первая сессия… Наш домик на Садовой готовится к Новому году. У деканата ёлка, под ёлкой столик и добрейшей души Человек, преподаватель Г.Е.Манина принимает античку.

Мы повзрослели. Старший курс, а Г.Е. Манина считает нас детьми и надеется, что мы всё прочли и запомнили. Голос она не повышала никогда.

Лето. Улица Горького. Девчонки бегут с речного вокзала, а им кричат: «Ваши зарубежку сдают».

Прибежали. Наташа О. берёт билет, с толком в голосе читает: «В.Шекспир. «Корль Лир». Повторяет. Манина Г.Е. задает вопрос: «Назовите главных героев». Наташа О.: «Король Лир и три его дочери. Первую – я не знаю, Вторую (пауза) – не помню, Третью – забыла…»

Второй вопрос Вашего билета: «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ответ: «Они любили друг друга!». Какой хохот стоял в аудитории, но преподаватель просто назначил день пересдачи. Конечно же, всё было прочитано.

О преподавателях тех лет много рассказано, сняты фильмы. Я хочу присоединиться к тем словам благодарности, которые уже прозвучали в адрес И.М. Машбиц-Верова. Именно он одарил нас всех своими книгами о В.Маяковском и А.Блоке. И четыре крика из поэмы «Облако в штанах» мы запомнили на всю жизнь.

Нам повезло: куратором нашей группы был А.А.Гребнев. Мы уезжали по распределению, и его напутственную речь я запомнила навсегда: «Девчонки, будьте готовы: ученики могут написать всё, например, «Он повернул коня налево, а сам направо поскакал». Вот так работаю 30 лет учителем, я по мере сил старалась, как старался и Александр Андреевич. Чтобы конь и всадник неслись в одну сторону.

Светлая память Александру Андреевичу. Никто не мог, так как он и хвалить, и ругать, он учил оптимизму: «Не перегибайте палку, не всегда только занудно вдалбливайте правила правописания. Жизнь не всегда идёт по правилам. Давайте-ка споём «Трамблянку».

Спасибо моим одногруппникам. Ведь именно в 1974 году во всех газетах шла травля Солженицына, а мы читали в группе «Один день Ивана Денисовича». Чья-то мама работала в библиотеке, изъяла журнала, но не уничтожила. И мы читали, и никто никого не выдал.

Да, о преподавателях хочется рассказывать и рассказывать…

Лидия Ивановна Янкина. Она всегда читала лекции, глядя в глаза студентам. Именно она говорила о литературном скандале вокруг романа Шолохова М. «Тихий Дон», о приездах в Куйбышев А.Фадеева и М. Шолохова.

А ещё практика. Драма «Гроза». Меня впервые называют по имени отчеству. За последней партой сидит М.С. Силина, а я вся трясусь, но урок веду. Между уроками она мне сказала: «Не смотри в мою сторону, а то глаза становятся круглыми». Мы благодарны своим наставникам по методике литературы Бодровой Надежде Алексеевне (тетради с лекциями переписывали по три раза), но на всю жизнь запомнила: «Ты должна знать с чем и зачем ты пришла на урок и с чем уходишь. Иначе зачем урок».

Елена Павловна Пронина – методист по русскому языку бегала с нами по всем школам города: вот это послушайте, вот это посмотрите».

А педагогика – мой любимый предмет, благодаря Сегалу. Во внеурочное время проводил семинары, дополнительные занятия, показывал как прыгать через скакалку!

Последний звонок для нас прозвенел на улице Льва Толстого, было распределение. Многие мои одногруппники работали по специальности, некоторые трудятся до сих пор. Изредка встречаемся, перезваниваемся, спрашиваем друг друга: «А смогли бы мы сейчас участвовать в кроссе на Проране под музыку Хачатуряна «Танец с саблями?».

Выпускница 1974 года,

учитель русского языка и литературы с 35-летним стажем

Уланова (Корунова) Татьяна Александровна